Главная страница Старосимоновская воскресная школа
Адрес электронной почты для обратной связи: starosimonovo@mail.ru
© 2005–2009
Все права защищены.
 

 

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Надгробие преподобномучеников Александра и Андрея

П.С.Жилкин и В.М.Клыков

Восстановление храма

Начало реставрации

Сохранившаяся фреска

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)

Восстановление Сергиевского придела

Мраморное надгробие работы В.М.Клыкова

Освящение придела прп. Сергия митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром

В ноябре 1929 года руководство завода «Динамо» обратилось в Моссовет с просьбой о расширении своей территории. Городские власти быстро рассмотрели ходатайство динамовцев о закрытии церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове. Церковь была закрыта, а настоятель храма, отец Сергий Румянцев (1870-1933), выселен из церковного дома.

Первоначально предполагалось снести храм со всеми прилегавшими строениями, но стены храма сохранили, трапезную надстроили, барабан и главу снесли, а колокольню разобрали, поскольку она мешала железнодорожной ветке. Северный и западный фасады храма закрыли пристройки, и храм как архитектурное сооружение перестал существовать.

Когда в стенах Богородицерождественского храма разместили компрессоры, ушедшие фундаментами на полутораметровую глубину, а воздухопроводами увязали здание со всеми цехами, тогда наш храм и вовсе растворился в производстве. Даже для многих знатоков Москвы и архитекторов было неожиданным известие, что храм Рождества Богородицы в Старом Симонове не уничтожен до конца. Об этом, говоря о необходимости восстановления исторической памяти, в 1966 году впервые упомянул замечательный русский художник Павел Дмитриевич Корин в статье «Как гражданин России». В 70-80-е годы ХХ века слова о храме-памятнике русской славы, о героях Куликовской битвы иноках Пересвете и Ослябя – уже могли быть услышаны властями, однако теперь судьба храма оказалась увязанной с судьбой большого предприятия.

Одиннадцать лет прошло от первого постановления правительства ( в 1977 году), предусматривавшего начало возвращения храма на свободу, до открытия доступа к нему в 1988 году. Самые разные деятели культуры, писатели, журналисты, художники выступали в прессе и говорили об этом духовном и историческом памятнике, о его значении для самосознания русского человека. Помимо журналистов и известных деятелей искусства – М.Б.Поспелова, С.А.Беляева, Ю.М.Лощица, Ю.И.Селезнева, В.Г.Распутина, В.Н.Крупина, В.М.Клыкова и др. – в этом кругу друзей храма оказались и тогдашний глава правительства Н.И.Рыжков, и некоторые чиновники в электротехническом министерстве и даже в заводской администрации. Когда причиной остановки реставрационных работ оказалась непоставка агрегата для новой компрессорной станции, строящейся взамен выводимой из храма, то по министерским кабинетам пошел космонавт В.И.Севастьянов и сумел «сдвинуть» этот вопрос силой своего личного авторитета.

С 1983 года для многих москвичей открылась возможность приложить хоть малый труд к делу возрождения храма. Поскольку примерно со второй половины 1985 года общественные работы в храме происходили почти все субботние и воскресные дни, то довольно быстро определился круг людей, для которых храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове стал значительной частью жизни. Таким образом, родилась Старосимоновская дружина, безусловным лидером которой был П.С.Жилкин, солдат-разведчик, инвалид ВОВ, человек очень сильной воли и веры.

Только к лету 1988 года была выгорожена территория вокруг храма и устроен проход с мостом со стороны Нового Симонова, а 18 июля было торжественное открытие филиала Исторического музея в храме. Каменное надгробие преподобномучеников Пересвета и Осляби было выполнено скульптором В.М.Клыковом и освящено архимандритом Иннокентием Просвириным. Таким образом, первая со времени закрытия храма уставная служба была совершена отцом Иннокентием 1 июня 1989 года – в день общецерковного празднования памяти святого Димитрия Донского. Уже 10 июля 1989 года советская власть зарегистрировала общину верующих на территории завода «Динамо», а 22 июля храм Рождества Пресвятой Богородицы вернулся в лоно Русской Православной Церкви. Это был первый в Москве, а может быть, и в стране возвращенный в послехрущевские времена храм. Настоятелем храма был назначен иерей (в настоящее время протоиерей) Владимир Силовьев.

Первым в храме был освящен приделво мия преподобного Сергия Радонежского. Это состоялось 16 сентября 1989 года. Освящал придел митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (ныне митрополит Киевский и всея Украины) в сослужении со множеством московских священников. В дни подготовки к освящению престола произошло знаменательное событие: в храм вернулась икона из прежнего собрания, на которой изображены преподобный Сергий Радонежский в окружении своих учеников – святителя Феодора Симоновского, архиепископа Ростовского, и преподобного Кирилла Белоезерского.

16 декабря 1989 года был освящен придел во имя святителя Николая. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 3 июля 1993 года.

Новые иконостасы проектировались и выполнялись под руководством искусствоведа, специалиста по иконописи Х IV- XV веков В.Н.Сергеева его учениками, молодыми иконописцами С.Бурлаковым и Г.Лощицем. Была выбрана тябловая конструкция иконостаса, когда он представляет собой сплошные ряды икон, вплотную стоящие на опорных брусах.

Совершенно удивительным образом сохранилась стенная живопись храма, выполненная в XIX веке палехскими мастерами по более древним образцам. Под толстыми слоями олифы и белой краски в нашем храме сохранилось до 80% живописи. И сейчас, после реставрации можно видеть ту же историю Старого Симонова и те же Евангельские образы, которые произвели столь значительное впечатление на осматривавшего храм в 1900 году Государя Николая II.

Сейчас в храме над могилами воинов-иноков преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Ослябя по сохранившимся чертежам восстановлена сень, взамен замечательной сени каслинского литья, исчезнувшей бесследно а самом начале храмовых разрушений. Особенное почитание оказывают верующие чудотворной Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, которая после 1917 года хранилась в Государственном Историческом музее, резной Влахернской иконе Божией Матери, иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» с частицей Ризы, иконе преподобного Сергия Радонежского с мощами.

По книге «Благословение преподобного Сергия. Повествование о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских», Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005 г.

Вернуться