Главная страница Старосимоновская воскресная школа
Адрес электронной почты для обратной связи: starosimonovo@mail.ru
© 2005–2009
Все права защищены.
 

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХРАМА

Церковь Рождества Богородицы была построена иноком Феодором, родным племянником преподобного Сергия Радонежского. Впоследствии Феодор стал архиепископом Ростовским. С двенадцати лет воспитывавшийся под непосредственным влиянием игумена Сергия, Феодор, достигнув зрелого возраста, пожелал устроить свой монастырь, о чем неоднократно говорил своему наставнику. Но преподобный Сергий, опасаясь, чтобы молодой инок не подвергся разного рода соблазнам и искушениям, удерживал его при себе и даже намеревался передать ему после своей смерти управление Троицким монастырем. Однажды, во время ночной молитвы Феодор услышал призывающий его Божий Глас: «Феодоре, иди убо в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити в ней чада муж, желаний духовных, и мзду многу имаши прияти на небесех». Преподобный Сергий, узнав об этом, принял это за Божье указание и не стал больше препятствовать племяннику осуществить давнее желание. Преподав ему свое благословение, он отпустил Феодора с несколькими испытанными старцами Троицкого монастыря отыскивать удобное место для основания новой обители.

Инок Феодор, сопутствуемый старцами, «обреете место зело красно на строение монастыря близ реки Москвы именем Симоново», которое признал удобным для постройки храма. По принятому им обычаю делать только то, что одобрял его наставник, и не полагаясь только на свою опытность, Феодор не решился без благословения преподобного Сергия начать устройство новой обители. Благоразумный племянник сообщил о своем выборе мудрому дяде и тот сам прибыл осмотреть избранное место, насколько оно «потребно к строению монастырскому».

Обозрев это место и признав его совершенно пригодным к устройству монастыря, преподобный Сергий преклонил свои колена перед Всевидящим Творцом и, прежде всего, молитвенно испросил Его благословения как на избранное для устройства обители место, так и на юного основателя предполагаемой постройки. Вместе с ним молился и Феодор.

После молитвы долго и с большим вниманием преподобные осматривали местность. Было избрано место для построения храма и отмечено водруженным деревянным крестом. Перед этим крестом святые подвижники снова преклонили свои колена, прося Бога ниспослать свое благословение и помощь в создании святого храма в честь Его Пресвятой Матери. Отметили место для келий и служб монастырских, для огорода, для хранения овощей. Назначено было место, где должна проходить ограда и стоять монастырские стены. Все было внимательно осмотрено, обсуждено и обдумано.

Через некоторое время Феодор и пришедшие с ним иноки приступили к построению храма во имя Честного Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «и около него келии и вся по чину зело изрядно и общее житие учини». Храм был построен в 1370 году. Глуха и пустынна была местность, скромна и тиха была жизнь пустынников. Сосредоточенные на молитве и труде, они проводили время или в храме за чтением молитв и общем пении псалмов при тусклом свете дымящейся лучины, или в кельях занимались каждый своим трудом, своею работой, чуждые суеты внешнего мира.

Но как не таились, как не укрывались эти любители уединения и безмолвия, совершенно укрыться они все-таки не могли. Слава о добродетельной и благочестивой жизни Феодора стала распространяться все более, к нему стали приходить многие со своими думами, мольбами и упованием получить от него добрый совет и утешение в печальные минуты своей жизни. Все возраставшая слава и умножавшиеся посетители тяготили преподобного Феодора. Избегая приходящих, он задумал тайно от своих сподвижников избрать себе другое место, где бы ничто не могло нарушить его уединения и отвлекать его от молитвенной беседы с Одним только Господом. С этой целью он стал искать такое место. Но сколько ни ходил, нигде не мог найти тех удобств, какие предоставляла Симоновская местность, и поэтому Феодор снова возвратился сюда. Желая, однако, скрыть свое возвращение, он поселился не в обители, а в глухой чаще леса, отделенной от нее глубоким крутым оврагом, но на очень близком расстоянии. Здесь преподобный Феодор поставил себе келью и, поселившись в ней, наложил на себя больший прежнего подвиг поста и молитвы. Но и на новом месте он не мог укрыться. Его ученики не хотели расставаться с наставником, и его внезапный уход страшно опечалил их. Они всюду искали преподобного и в скором времени нашли его новую келью. Испросив благословения, к нему  стали приходить прежние последователи и многие из новых искателей спасения. Таким образом, на новом месте образовалась обитель намного больше прежней, так что преподобный Феодор и, посетивший его, преподобный Сергий испросили у Великого Князя разрешение на устройство новой обители, а у святителя Алексия благословение на устройство в ней нового храма. И с их разрешения «Поставиша церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения, и трапезу и келий множество».

Задуманный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившись на жительство в новые кельи, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и должны были постоянно ходить к Богослужению в Старое Симоново.

По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою. Около нее находились монастырские службы и несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.  Под кровом этого храма почивали тела Куликовских подвижников, иноков-воинов Пересвета и Ослябя, которых после Куликовской битвы Великий Князь Димитрий Иоаннович приказал привезти в Москву и похоронить именно здесь. На этом месте было монастырское кладбище, где погребались тела иноков Ново-Симонова монастыря и живших в кельях близ Богородицерождественского храма в Старом Симонове.

(По книге И.В.Остроумова «Храм Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Старом Симонове, как исторический памятник древней московской церкви». Москва, 1912 г.)[1]

Ново-Симоновский монастырь и храм Рождества Богородицы в Старом Симонове
(крайний справа)


[1] — Протоиерей Иаков Остроумов был настоятелем храма с 1890 по 1917 годы.

Вернуться