Главная страница Старосимоновская воскресная школа
Адрес электронной почты для обратной связи: starosimonovo@mail.ru
© 2005–2009
Все права защищены.
 

 

ЛЕТОПИСЬ

В 1370 году на берегу Москвы-реки среди девственных лесов, в пяти верстах от Московского Кремля был построен племянником преподобного Сергия Радонежского — Феодором (в последствии архиепископом Ростовским) храм Рождества Пресвятой Богородицы на месте, именуемым Симоново. Преподобный Сергий сам благословил выбранное место и неоднократно в последствии посещал построенный храм. В 1379 году в полуверсте от храма преподобным Федором началось возведение монастыря, который получил название Новосимонова, а к  храму добавилось название Старосимоновский.

В 1380 году после Куликовской битвы были перевезены и похоронены под колокольнею Богородицерождественского храма по приказанию великого князя Димитрия Иоанновича Донского воины-иноки  Александр Пересвет и Андрей Ослябя, могилы которых привлекали множество молящихся. Здесь же погребались иноки Новосимонова монастыря.

По окончании строительства в 1404 году Новосимонова монастыря Старосимоновский храм стал скитом монастыря. Тем не менее, храм имел своих игуменов и строителей. Так, по письменным памятникам, в 1453 году упоминается игумен Иов, а в 1497 — строитель Мартирий.

Из Старосимоновской обители вышел преподобный Кирилл Белоезерский, который был пострижен здесь в монашество и проходил монастырские послушания под руководством старца Михаила, бывшего после епископом Смоленским. Именно здесь, в его келье, находящейся вблизи Старосимоновского храма, было ему явление Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему идти на Белое озеро и основать там монастырь.

Был ли исправляем Богородицерождественский храм со времени своего основания и до 1509 года — неизвестно, но около 1509 года при Симоновском архимандрите Варлааме, бывшем впоследствии Митрополитом Всероссийским, на Старом Симонове построен во имя Рождества Пресвятой Богородицы каменный храм, освященный митрополитом Всероссийским Симоном, а деревянная церковь сломана.

Эта каменная церковь и сохранилась до настоящего времени. На северо-восток от Богородицерождественского храма был построен деревянный — в честь святителя Николая. Точная дата постройки этого храма неизвестна, но предполагают, что он был построен из материалов разобранного деревянного храма Рождества Богородицы.

В 1547 году преподобный Кирилл Белоезерский был причислен к лику святых, и на месте его кельи был сооружен деревянный храм в честь новопрославленного святого. Впоследствии, в 1792 году, из-за ветхости он был разобран, а в правой нише Богородицерождественского алтаря устроен престол в честь преподобного Кирилла Белоезерского.

Старосимоновский храм много претерпел от врагов Отечества, подступавших к монастырю. В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, когда Крымский хан с полчищами татар вторгся в Российские пределы, Симоновский монастырь был укреплен и для устрашения неприятеля всю ночь палили из пушек. Слыша непрекращавшуюся пальбу и сильное движение войск, хан бежал от Москвы.

В 1606 году, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, Болотников со своим войском пытался захватить монастырь, но был разгромлен и отступил.

В 1612 году Симоновский монастырь и Старосимоновский храм стали добычей литовцев и поляков. Подобное событие повторилось через 200 лет, когда войска Наполеона захватили и разграбили монастырь.

Могила иноков-воинов всегда обращала внимание наших князей и царей. Сохранилось летописное от 1662 года повеление царя Алексея Михайловича о построении над могилами иноков каменного надгробья.

Точных сведений о том, когда храм Рождества Богородицы стал приходским, не имеется. Симоновский архимандрит Евстафий, в своем описании Симонова монастыря, изданном в 1867 году, говорит, что Старосимоновский храм стал приходским во второй половине XVIII столетия.

В 1747 году по церковным документам приход Богородицерождественского храма составляли отставные военные, жившие в Симоновской слободе своими домами; штатные служители, крестьяне Симоновские. При храме находилась женская богадельня на десять человек.

В 1785 году священник храма Кондрат Ефимов и прихожане подали Митрополиту прошение о сносе ветхого деревянного храма святителя Николая и деревянной колокольни; они просили разрешения на пристройку к каменному храму Рождества Богородицы теплой каменной трапезной и каменной колокольни. Разрешение было получено, и в 1787 году постройка была завершена.

В 1815 году по церковным документам в приходе храма значились: Симонова слобода, в которой жили штатные служители; деревни Кожухово и Грайвороновичи. Приходских дворов числилось 95.

В 1844 году священник храма Иван Цветков и прихожане подали прошение Московскому Митрополиту Филарету  о перестройке тесной трапезной и колокольни. В 1846 году проект был утвержден и в расширенной трапезной были устроены приделы: святителя Николая в 1849 году и преподобного Сергия Радонежского в 1855 году. После перестройки храма место захоронения воинов-иноков оказалось в трапезной храма.

В 1870 году праздновался пятисотлетний юбилей основания храма и монастыря. Над могилами воинов-иноков Алесандра Пересвета и Андрея Ослябя было установлено чугунное надгробие каслинского литья по проекту художника И.П.Петрова. Среди лампад были пожертвованные от Государыни Марии Александровны; от Великого Князя Константина Николаевича и Морского Ведомства; от Великих Князей Сергея, Алексея и Павла Александровичей; от Оренбургских казаков.

Могилы иноков-воинов никогда не оставались без внимания. В 1872 году посетил храм и осмотрел его достопримечательности великий князь Константин Николаевич. В 1874 году посетили святые могилы наследный Принц Прусский с супругою. В 1883 году здесь побывали великие княгини Ольга Константиновна, Вера Константиновна и великий князь Дмитрий Константинович. В русском флоте были построены фрегаты «Александр Пересвет» и «Ослябя», носовые части их были украшены изображениями героев.

Посещали эти святые места поэты и писатели московские. Здесь бывал А.С.Пушкин и другие его современники, а знаменитый историограф  Карамзин оставил описание Симоновской местности и тех впечатлений, какие она производила на него.

В 1900 году Старосимоновский храм посетили Государь Император Николай Александрович с Государынею Императрицей Александрой Федоровной и Великий Князь Сергей Александрович с Великою Княгинею Елизаветой Федоровной. Они ознакомились с достопримечательностями храма, поклонились святым могилам воинов-иноков.

В 1928 году храм был закрыт, его древняя глава и колокольня разрушены, а в самом храме размещены склады завода «Динамо» и установлены мощные агрегаты. В 1960 году русский художник Павел Корин первым заговорил о восстановлении святыни. В 1979 году, накануне празднования 600-летия Куликовской битвы стали появляться новые выступления в защиту Памятника русской славы и истории. В 1980-х годах храм реставрировался, над могилами воинов-иноков, внутри храма, было установлено надгробие работы Вячеслава Клыкова.

22 июля 1989 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове был возвращен Русской Православной Церкви. 16 сентября 1989 года митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (ныне — митрополит Киевский и всея Украины) был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского, 16 декабря того же года — придел во имя святителя Николая. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы 3 июня 1993 года был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В храме особо почитаются чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, резная Влахернская икона Божией Матери, икона «Положение Пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне» с частицей Пояса Богородицы; икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

На территории храма на месте келии  преподобного Кирилла Белоезерского и явления ему Богородицы установлена часовня. Восстанавливается по сохранившимся схемам разрушенная колокольня. На месте братского захоронения останков прежде погребенных здесь воинов и иноков установлено надгробие работы Вячеслава Клыкова, бывшее прежде в храме.

В настоящее время в храме над могилами преподобномучеников Александра и Андрея Радонежских установлена резная сень из дерева , аналогичная бывшей до революции сени из чугуна каслинского литья.

Один из древнейших московских храмов — Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — веками хранит в себе наследие и память предков и поистине является величайшей святыней России.

Вернуться